китч или произведение искусства

Orca

челюсти

© 2016 Юдин К.

В чем принципиальное отличие произведения искусства от китча?

Вспомнились мне два очень похожих по форме и вышедших примерно в одно время фильма. И там и там морское чудище держит в страхе побережье, а в финале герой вступает с ним в смертельную схватку. Но на этом схожесть, исключительно внешняя, заканчивается.

Один фильм – пустая страшилка. После просмотра, как только высохли штаны у особо впечатлительных зрителей, ничего не остаётся.

Второй – глубокое произведение искусства, которое пробирает до глубины души и помнишь всю оставшуюся жизнь, если не детали, то эмоции, полученные от просмотра. Или даже нет — от приобщения к искусству!

Первый — жвачка для глаз, повод похрустеть попкорном.

Второй фильм, несмотря на всю свою глубину и великолепнейшую драматургию, не является образчиком «интеллектуального» кино. Это совершенно простой для понимания и нескучный, не заунывный, не тягучий, как артхаусные понты фильм. Внятное содержательное кино для любого возраста и уровня образования — каким и должно быть настоящее произведение искусства!

И как вы думаете, какой фильм оказался классикой кинематографа? Да-да, именно пустышка под названием «Челюсти» – вряд ли вы найдёте человека даже далёкого от мира кино, который бы не слышал об этом фильме.

Второй фильм, о котором я говорю – «Смерть среди айсбергов» («Orca») – полностью забыт. О нём почти никто ничего не слышал.

Но, как так-то?! Почему шедевр забыт, а пустышка множится?

А ответ, мне кажется, прост. Имя ему – коммерция.

Чем «Челюсти» в коммерческом плане превосходят «Смерть среди айсбергов»? Вовсе не зрелищностью, не лихим сюжетом — в этом «Orca» ничуть не уступает, скорее наоборот (удивительно да?). Всё дело вот в чём:

1. «Челюсти» вышел на год-два раньше и произвёл фурор именно спецэффектами, которых на таком уровне до этого не было.

2. «Челюсти» возможно тиражировать, делая бесконечные сиквелы на основе раскрученного брэнда.
«Orca» же — законченное высказывание художника. Тиражировать его невозможно. Оно самодостаточно! А, значит, с коммерческой точки зрения не привлекательно.

Но чёрт возьми, как же это печально! Несправедливо!

Ещё немного о самой драматургии, если кого-то заинтересовали мои рассуждения. В «Orca» сталкиваются два равных по силе и трагизму характера – китобой и самец касатки. Касатка – это не просто чудище из глубин, как акула в «Челюстях». Это личность, обладающая чертами характера, которые мы ценим в людях. Тем самым мы становимся свидетелями великой трагедии – непримиримой борьбы двух мощнейших характеров, равных по силе и внутреннему трагизму, а не тупую «покусалку» с бездушным чудищем. В «Orca» — чудовище жалко ничуть не меньше главного героя. Вот где высший пилотаж!
«Orca» — это о нас, о нашем отношении к живой природе, об ответсвенности за всё, что делаем.
«Orca» — это Гамлет против Гамлета!

А что в «Челюстях» – лишь челюсти! Жуй!

Мне кажется сравнение этих фильмов – это отличный пример, чем отличается настоящее искусство от китча, настоящая драматургия от пустышки. Я не против развлекательного кино. Не против кино коммерческого. Просто хотелось бы некоего баланса и исторической справедливости. Хотелось бы, чтобы искусство служило человеку и поднимало его общую культуру, заставляло душу расти, а не потакало дурновкусию и вело к деградации. Просто сегодня это особенно актуально, мне кажется.

В завершение столь длинного рассуждения предлагаю послушать саундтрек к фильму. Прочувствуйте всю неземную глубину трагедии. Ну разве это не шедевр даже в мелочах?!

Сохранить

китч или произведение искусства: 3 комментария

  1. А я как раз не смотрела «Челюсти», но смотрела «Смерть среди айсбергов» Фильм очень сильный. Касатки и правда личности. Кстати не совсем корректно наверное таким сравнением фильмов ставить на одну ступень рыбину и касатку.
    П.С. «Голубую бездну» видели? Вам должно понравиться

    1. Не помню, может и смотрел.
      А по поводу акулы и касатки, так я не сравнивал животных. Я сравнивал драматургию фильмов. Кто мешал Спилбергу выбрать не акулу? 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *